Журналист Василий Акимов
Категории раздела
Мои статьи [46]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 340
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Депутат В. Клюс: «Необходима концентрация ресурсов».
IndigoMedia связалось с членом Морской коллегии при председателе Правительства России, депутатом Государственной Думы Виктором Клюсом. По нашей просьбе народный избранник прокомментировал последние инициативы правительства и некоторые результаты реализации морской доктрины России на период до 2020 года за первые пять лет.
По словам депутата: «Тема морской деятельности острейшая для страны, а для экономики Приморья это одна из главных составляющих. Посему все, что связано с морской деятельностью в целом и теми или иными ее элементами (составными частями) в частности, должно быть донесено до сознания приморцев, всех дальневосточников. В ДВФО нет ни одного субъекта федерации, в котором бы не работали морской и речной флот, отсутствовало промышленное рыболовство и рыбопереработка, Военно-морской флот, судостроение и судоремонт, не реализовывались бы проекты освоения шельфа и т.д. Главная особенность момента в том, что в РФ не только формируется государственная промышленная политика, но и присутствует твердая воля по ее реализации. 14 февраля 2007 г. на Парламентском часе в Государственной Думе, министр промышленности и энергетики РФ В.Б. ХРИСТЕНКО выступил с вопросом «Об основных направлениях государственной промышленной политики и ее реализации в судостроительной промышленности». Уверенно можно отметить – Правительство России активно решает проблему достижения стратегических целей социально-экономического развития страны. На повестку дня поставлена задача осуществления своевременных перемен в базовых отраслях российской промышленности. Современная промышленная политика – это система активных мер со стороны государства, которые влияют на конкурентоспособность десятков тысяч отечественных предприятий - как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Государство должно поддерживать усилия предприятий, которые направлены на внедрение новых эффективных технологий и выпуск продукции с высокой степенью переработки. Необходима концентрация ресурсов на ряде направлений, где у России имеются реальные предпосылки для успешной конкуренции.
Традиционно судостроительная отрасль обеспечивает интересы обороны и безопасности, морского и речного транспорта и других сфер экономики. Ее доля в общем объеме производства ОПК более 1/4, в экспорте военно-технической продукции – до 20-30%.Общее число занятых в отрасли, без учета контрагентских предприятий – около 200 тыс. человек.
На судостроительный рынок оказывают влияние сама судостроительная промышленность, грузовладельцы и перевозчики судовладельцы. В предыдущие 15 лет в этом сегменте экономики России допущено очень много ошибок. На этой части нашего внутреннего рынка грузоперевозок доминирующую роль получили «внешние игроки». Мы имеем устойчиво растущую собственную грузовую базу абсолютно по всем сегментам рынка. Сегодня вектор новой стратегии направлен на преодоление допущенного разрыва путем концентрации, прежде всего, на развитии гражданского судостроения. Акцент на разработку и серийное производство высокотехнологичных и специализированных судов и технических средств служит надежным основанием и для решения вновь возникающих задач в сфере военного кораблестроения.
Основные сегменты продуктового ряда, способного обеспечить эффективную деятельность в современных условиях выглядят следующим образом:
• военное кораблестроение (в рамках гособоронзаказа и военно-технического сотрудничества);
• научно-исследовательские суда и ледоколы;
• суда и средства освоения шельфа;
• рыбопромысловый флот;
• морские транспортные суда;
• речные суда и суда смешанного плавания (море-река);
Организация взаимодействия субъектов рынка имеет свои особенности в каждом секторе. Роль государства состоит в том, чтобы создать все необходимые условия для реализации проектов, четко ориентированных на востребованные сегменты рынка.
Государство формирует заказ на строительство кораблей и судов для нужд обороны, научно-исследовательской деятельности и атомного ледокольного флота, а также создает предпосылки для развития судостроения с точки зрения энергетической и транспортной политики.
Государство уже оценило свои потребности в морской технике. В отношении военного кораблестроения - утверждена Государственная программа вооружения. Существует прогноз военно-технического сотрудничества. Эти документы должным образом определяют среднесрочную перспективу (до 2015 года) и потребности в создании военно-морской техники. Меры, направленные на развитие судостроительной отрасли сочетают в себе регулирование - как в общеэкономическом разрезе, так и на отраслевом уровне. С точки зрения промышленной политики важно отметить, что эти два множества зачастую пересекаются. При этом сегодня нужны тонкие, точечные меры – и это характерно как для судостроения, так и для других отраслей промышленности.
Создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности обеспечит достижение целей государства и бизнеса, связанных с выпуском современной высокотехнологичной продукции.
Новая политика в области судостроения обеспечит интересы национальной безопасности нашей страны, которую с полным правом во всем мире будут воспринимать не только как энергетическую, но и как морскую державу», заявил депутат ГосДумы Виктор Клюс.
Следующий сегмент - научно-исследовательский флот.
Из-за сокращения бюджетных средств строительство новых и модернизация действующих научно-исследовательских судов за последние 10-15 лет практически приостановлены. В случае непринятия срочных мер со стороны государства, к 2015 году у России не останется научно-исследовательского флота, со всеми вытекающими последствиями.
У нас должен формироваться и развиваться мощный сектор гражданского судостроения, ориентированный на частный спрос. Причина – абсолютно устойчивый рост объема грузооборота российских портов. Это наш, отечественный груз, и мы должны только наращивать свое присутствие на рынке перевозок.
Морские пароходства уже интегрированы в мировой рынок транспортных услуг. Морской флот отечественных грузоперевозчиков насчитывает сегодня около 1500 судов суммарным дедвейтом около 15 млн.т., что составляет около 2 % от мирового флота и занимает 23-е место в мировом рейтинге. Доля российских производителей в объеме заказов российских судовладельцев (около 1 млрд. рублей в год) пока ничтожно мала. За последние 10 лет она составляет около 5%. По заказам отечественных судовладельцев можно было бы ежегодно строить на существующих производственных мощностях 30-40 морских транспортных судов суммарным дедвейтом около 450-500 тыс. т. При этом мы безусловно учитываем технические ограничения – невозможность строительства судов водоизмещением более 70 тыс. тонн.
Четверть водных перевозок России составляют перевозки по внутренним путям – более 20 млн пассажиров и более 100 млн тонн грузов в год. В сибирских регионах реки являются единственным транспортным средством. Но речной флот России находится в самом тяжелом состоянии по всем параметрам. Сейчас это более 9 тысяч судов, средний возраст более 28 лет.
Рыболовный флот. Состав рыбопромысловых флотов постоянно меняется. Сейчас он состоит из более 2,5 тысяч судов различного назначения. Возраст более половины судов свыше 20 лет. В настоящее время около 60% рыбопромысловых судов России эксплуатируются сверх нормативного срока службы. Возникает необходимость обновления флота добывающих организаций. Вместе с тем, сложилась негативная практика приобретения подержанных судов иностранной постройки, прежде всего по договорам бербоут-чартера . В создании больших и средних рыбопромысловых судов отечественная промышленность участия практически не принимает. При этом у российских предприятий есть возможность полностью удовлетворять спрос рыбаков в указанном секторе.
Освоение континентального шельфа. По оценкам крупнейших компаний, имеющих ресурсы на шельфе Севера, Дальнего Востока и Каспия - «Газпрома», «Роснефти» и «Лукойла» освоение шельфа потребует уже к 2030 г. создания технических средств для добычи и транспортировки до 110 млн. тонн нефти и до 160 млрд. куб. метров газа с необходимой инфраструктурой обслуживания.
Учитывая, что по ряду проектов освоение уже началось, и многие заказчики начали реализовать свои потребности, остро стоит проблема обеспечения полноценного участия в этих работах отечественной промышленности.
Всего для выполнения прогнозируемых объёмов работ на период до 2030 г. по добыче и транспортировке углеводородов континентального шельфа России потребность в добывающих платформах и плавучих сооружениях оценивается 55 единиц, а в специализированных транспортных судах в 85 единиц и обслуживающего флота – около 140 единиц.
Так выглядит сегодня состояние сегментов рынка связанного с морской деятельностью. Исходя из оценки из состояния и определены перспективы российского судостроения. Общим является то, что судостроительная отрасль России должна специализироваться на выпуске высокотехнологичных сложных изделий.

Источник: http://www.indigomedia.narod.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: vasyaakimov (13.03.2007) | Автор: Василий E W
Просмотров: 779 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025Хостинг от uCoz