По данным областного центра занятости, специалисты в сферах автосервиса и автоперевозок наиболее востребованы в Новосибирске. Каждую неделю поступают сотни новых предложений о работе для водителей-профессионалов. Лишь на первый взгляд кажется, что за рулем может работать любой автолюбитель, получивший права. Работать он, конечно, сможет, вот только, скорее всего, по итогам этой работы и у него, и у работодателя останется чувство глубокой неудовлетворенности.
Главная опасность - пассажиры
Больше всего предложений о работе в такси, но эта работа требует отдельного разговора. Здесь примут на работу и с «любительскими» правами. Времена, когда в таксомоторные парки брали только лучших водителей, зарабатывавших большие деньги, остались в темном советском прошлом. Сегодня это типичный способ заработать денег, пока не подвернется более выгодное предложение о работе.
«Пока по телефону дозвонишься, могут сто раз убить. Если сзади пассажир накинет удавку на шею, то в рацию успеешь крикнуть»
«Чтобы
выжить, приходится крутиться, работать без отдыха. А реальный
заработок, после вычета всех расходов, если, как я, работаешь на машине
фирмы, в среднем от 15 до 20 с копейками тысяч. Те, у кого свои
автомобили, конечно, зарабатывают побольше, не надо платить за машину,
но в итоге, думаю, учитывая амортизацию, износ деталей и неизбежный
ремонт, у них получатся примерно те же суммы», - поделился с
корреспондентом «Новосибирских новостей» таксист Алексей Воронежцев.
Главная опасность для водителя такси вовсе не ГИБДД, а пассажиры. С пугающей периодичностью злоумышленники нападают на таксистов. «Как-то вез двух молодых парней, - вспоминает Алексей. – Заставляли по разным адресам ездить. На очередном месте, на безлюдной дороге, вышли и стали переговариваться между собой. Я вышел, на всякий случай взял биту – они посмотрели и отстали».
В таких случаях спасают рации, установленные почти во всех машинах такси. «Пока по телефону дозвонишься, могут сто раз убить. Если сзади пассажир накинет удавку на шею, то в рацию успеешь крикнуть», - знает Алексей Воронежцев.
Автобусы и маршрутки – «чернорабочие»
Работа
на автобусах и маршрутных такси также не считается престижной среди
водителей. (Как и работа в обычном такси.) Далеко не каждый готов нести
ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, вдобавок работая по
строгому графику движения. И все это за 15-25 тысяч рублей в среднем.
Хотя и среди таксистов есть своя теневая элита, контролирующие места с
выгодным пассажиропотоком.
На всех предприятиях специалисты рабочих профессий не задерживаются дольше нескольких лет. Поэтому не вижу никакой разницы между приемом на работу 30-летнего и 58-летнего специалиста.
«Белые воротнички»
Намного более привлекательной считается работа на грузовиках и легковых автомобилях различных предприятий. Заработки колеблются от 12 до 40-50 тысяч в месяц. Традиционно больше получают водители грузовиков, хотя есть и исключения. Например, на сайтах по трудоустройству встречаются предложения о найме личных водителей за зарплату от 30 тыс. руб. Правда, требования предъявляются очень высокие: не слишком молодой, но и не старый, отсутствие вредных привычек, ненормированный рабочий день и т.д.
Романтики с большой дороги
«Хороший водитель – это призвание. По восемь и более часов за баранкой в постоянном напряжении изо дня в день вытерпит далеко не каждый», - говорит водитель-дальнобойщик с многолетним стажем Владимир Колобов.
Самой
романтичной можно назвать работу водителя-дальнобойщика. Есть
возможность посмотреть мир (хотя бы из окна автомобиля) и попутно
заработать немного денег. С другой стороны, в родном доме можно
отсутствовать месяцами, находясь в дальних рейсах. По словам
дальнобойщиков, заработки у всех разные. Кто-то трудится за 18-20 тысяч
(как правило, на рейсах в ближайшие города), а у кого-то выходит более
50 тыс. руб.
Намного более привлекательной считается работа на грузовиках и легковых автомобилях различных предприятий. Заработки колеблются от 12 до 40-50 тысяч в месяц.
Лукавое счастье дальних краев
Часто требуются и водители на вахту в северные регионы, на стройки саммита АТЭС во Владивостоке, водители маршруток и автобусов в Москву и Санкт-Петербург. Оплата в среднем от 40 тыс. руб, хотя, по данным правоохранительных органов, среди этих предложений не редкость и мошеннические. Например, предлагают оплатить услуги по трудоустройству, купить билет, а затем просто исчезают с собранными деньгами. Могут и просто не заплатить обещанную сумму по итогам работы.
Проблемы возраста
Часто работодатели ставят жесткие возрастные ограничения при приеме на работу. Одним из самых жестких, найденных на сайте Работа.ру в Новосибирске, оказалось требование к водителю легкового автомобиля, чтобы его возраст был в пределах 25-30 лет.
«Людям предпенсионного возраста сложнее найти хорошую работу. Все хотят молодых, а нормальных денег многие не хотят платить, независимо от возраста. Например, я четыре месяца сидел без работы, искал. Как правило, предлагали пойти либо водителем на маршрутный автобус либо в бюджетную организацию за 10-15 тысяч. На хороших местах хотели помоложе. В тот момент, когда я уже начал подумывать все же пойти работать на городской автобус, все же удалось найти нормальную работу», - поделился 56-летний водитель Владимир Николаевич.
Часто требуются водители на вахту в северные регионы, на стройки саммита АТЭС во Владивостоке, водители маршруток в Москву и Санкт-Петербург. Оплата в среднем от 40 тыс руб. Но среди этих предложений не редкость и мошеннические
Он уверен, что дело не в возрасте, а в самом человеке. С ним согласна специалист по кадрам компании «Натали» Юлия Печенник.
«Неоднократно
сталкивалась на разных местах работы, что люди в возрасте оказывались
более энергичными, нежели молодежь. А уж опыта, мудрости и мастерства в
большинстве случаев именно у пожилых людей намного больше. Не понимаю
установку некоторых работодателей, что берем молодых. В большинстве
случаев практически на всех предприятиях, если только оно не предлагает
зарплату раза в два выше средней по городу, специалисты рабочих
профессий не задерживаются дольше нескольких лет. Особенно это относится
к тем организациям, где требуют выполнения больших объемов, но не
готовы платить большие деньги, и к тем, у кого уровень оплаты чуть ниже
среднего. Поэтому не вижу никакой разницы между приемом на работу
30-летнего и 58-летнего специалиста. Скорее всего, именно последний как
раз и проработает дольше молодого. Даже после выхода на пенсию многие
люди продолжают работать, понимая, что на нее не проживешь, а новую
работу найти будет чрезвычайно сложно. В то время как у молодого
сотрудника открыты все дороги», - рассуждает Юлия.
Опрошенные нами эксперты сходятся во мнении, что в условиях нехватки кадров и растущего рынка свою нишу на рынке найдет водитель практически любой квалификации и возраста. Профессия остается востребованной, а в ряде случаев еще и высокооплачиваемой.
Читайте также:
Шашечки наголо! - kommersant.ru
Водители-дальнобойщики пожаловались на таможню премьеру и генпрокурору - lenoblinform.ru