Таможенные пошлины на новые импортные автомобили должны начать снижаться с середины следующего года. Ставка уменьшится с 30 до 25% и останется такой на три года. Затем в течение четырех лет ее ежегодно будут уменьшать на 2,5%. В итоге пошлины на новые автомобили снизятся до 15%. А на подержанные автомобили от трех до семи лет к этому моменту ставки снизят до 20%. Напомним, на прошлой неделе Россия уладила все формальности относительно вступления в ВТО, куда страна стремилась последние 18 лет. Как ожидается, Россия будет официально приглашена в эту организацию на конференции 15 - 17 декабря.
«Несомненно, вступление в ВТО должно отразиться на ценах на иномарки в сторону снижения. Но лично мое мнение: нет никакой гарантии, что это произойдет. Дело в том, что наши дилеры долго не увеличивали рентабельность продаж автомобилей и в основном получают прибыль с сервисного обслуживания. Они вполне могут повысить свою рентабельность тем, что оставят старые цены на автомобили», - рассказал «Новосибирским новостям» председатель комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству Совета депутатов Новосибирска Игорь Салов.
Подавляющее большинство новосибирских автодилеров не смогли прокомментировать корреспонденту «Новосибирских новостей», какие последствия последуют для рынка после вступления в ВТО. «Пока рано комментировать, посмотрим, как будет складываться ситуация» , - самый популярный ответ продавцов как импортных, так и отечественных автомобилей. Впрочем, все они надеются, что радикальных изменений не произойдет.
«Снижение пошлин незначительное, чтобы ситуация изменилась. Надо быть реалистами… Кроме того, при желании государство всегда найдет способ, как ограничить поток того или иного товара. ВТО вряд ли окажет существенное влияние на рынок легковых машин и уже сложившиеся цены», - прогнозирует предприниматель, торгующий подержанными «японками» Денис Чумаков.
Координатор Новосибирского отделения Федерации автовладельцев России Владимир Кириллов видит опасность для покупателей в уравнивании таможенных пошлин. «Сейчас пошлины в Белоруссии и Казахстане ниже, чем в России. Поэтому автомобили везут оттуда, однако в следующем году сборы будут подниматься до российского уровня. Это вызовет повышение цен. Что касается новых автомобилей, произведенных в России, то, думаю, отечественные производители сильно пострадают. Зачем покупать низкокачественный, более опасный автомобиль, если есть возможность купить машину, сделанную в Японии или Германии, у которой выше качество, выше уровень безопасности?», - говорит г-н Кирилллов.
Как пишет «Коммерсантъ», в договоренностях со Всемирной торговой организацией зафиксировано, что доля российских комплектующих в собираемых в РФ иномарках не должна превышать 35% от общей их стоимости. Реально она вырастет всего на 5% по сравнению с ныне действующими правилами промышленной сборки. Действие нынешних соглашений может быть продлено аж до 2018 года, а срок новых – сокращен на два года, после чего государство будет субсидировать производителям сумму упущенных льгот.
Впрочем, пока большинство российских производителей настроены оптимистично. По информации «Российской газеты», они намерены расширять производство, так как этого требуют новые условия промышленной сборки машин в стране, согласно которым каждая компания должна выпускать 300-350 тыс машин в год. Снижение пошлин может оказать воздействие, в первую очередь, на планы японских производителей, таких как Honda и Mazda, которые собирались запустить свои производства на Дальнем Востоке. Возможно, они переориентируются на импорт, поскольку объемы планируемых производств невелики, и на окупаемость они выйдут как раз через семь лет, когда пошлина составит 17%.