По словам участников рынка, каких-либо серьезных изменений в работе своих компаний или коллег по бизнесу они не наблюдаютВЛАДИВОСТОК. 10 марта. ВОСТОК-МЕДИА - Более месяца назад, 1 февраля, в силу вступил Закон о торговле.
По словам экспертов, потребители от нового закона ждали, если и не снижения цен, то хотя бы их стабилизации. Напрасно - документ регламентирует отношения продавцов и поставщиков товаров. Что касается цен, законодательно утверждены фиксированные цены на социально значимые товары, но эта инициатива еще ранее исходила от Президента России, так что и без принятия закона стала обязательной для исполнения в регионах.
Среди «грустного» - увеличение полномочий Антимонопольной службы в отношении контроля деятельности сетей. В целом, полномочия антимонопольщиков расширились. В частности, Закон о торговле отменяет «плату за вход» для поставщиков товара, в целом, навязывание каких-либо дополнительных условий попадет в сферу контроля УФАС. Доказательством таких нарушений станут протоколы разногласий. Впрочем, тотальных проверок в Приморье пока не наблюдалось.
Дело в том, что проверки могут быть инициированы только по факту жалоб. О санкциях пока говорить рано, закон предусматривает возбуждение дел либо наложение штрафных санкций. Однако в административный кодекс еще не внесены соответствующие поправки, они существуют только в виде проекта.
Все подзаконные акты будут приняты до 1 июня. Таким образом, в полном объеме закон вступит в силу только с этого момента. По сути, документ ограничивает только вновь заключаемые договоры. Коль скоро закон обратной силы не имеет, сети, занимавшие более 25 % рынка до его принятия, так и будут существовать. Договоры, заключенные между поставщиками товаров и торговыми сетями до 1 февраля, также будут действительны. Что же касается тех торговых сетей, которые начали капитальное строительство крупных торговых объектов и не успевают его завершить до 1 июня, вопросы будут решаться цивилизованно.
Отметим, что ни одна торговая сеть во Владивостоке не занимает 25 % рынка.
Достоинства и недостатки нового документа признают все участники рынка. Это касается уже определения хозяйствующих субъектов. Например, как пишет портал Сибкрай.РУ, всего два маленьких магазинчика под одним названием, с похожим ассортиментом в руках одного хозяина - уже торговая сеть. Соответственно, на нее будут распространяться все ограничения, предусмотренные в законе. И авторам документа нет особо дела, что торговые точки в формате «у дома» по определению не могут конкурировать с гигантами рынка.
Немаловажная проблема во взаимодействии поставщиков и торговых сетей неизбежно возникает в том случае, когда производитель крупный, а сеть - крохотная. Ведь Закон о торговле в его нынешнем виде никак не ограничивает полномочия поставщиков.
С другой стороны крупные поставщики от принятия нового закона особых перемен пока не увидели. Впрочем, и торговые сети в Приморье пока никак не «пострадали» от введения новых норм. По словам участников рынка, каких-либо серьезных изменений в работе своих компаний или коллег по бизнесу они не наблюдают.